Родителям первоклассников – на заметку
Знаете ли вы, что режим дня для первоклассника -это:
– Одно из основных средств профилактики школьного невроза.
– Основа эмоциональной и физиологической стабильности, особенно в первые месяцы учебы в школе.
– Тренировка умения планировать свое время.
– Метод формирования дисциплинированности.
Поэтому: Родителям важно выработать привычку к режиму еще до сентября. Обратите внимание на то, что:
- Спать первоклассник должен не менее 10 часов. – При этом если ребенок пошел в школу с 6 лет, то обязателен отдых днем 1,5 часа.
– Оптимальное время подъема – в 7 часов. Но если уроки начинаются с 8.00 и необходимо время на дорогу, то подъем переносится на 6.30. В этом случае восполнить недосыпание можно тоже днем.
- Обязателен завтрак перед школой и горячий обед после того, как ребенок пришел из школы. Если никто не может встретить первоклассника, нужно научить его самостоятельно разогревать пищу либо хранить ее в термосе.
- Вашему ребёнку, как и любому другому человеку, нужно время побыть наедине с собой. Не лишайте его такой возможности.
- После обеденного сна необходима прогулка на свежем воздухе и полдник, и только после этого идет выполнение домашнего задания.
- Оптимальное время для выполнения домашних заданий – с 16.15 до 17.30. Время на выполнение заданий в первом классе не должно быть больше 30 минут. При этом необходимо делать перерывы 10 минут.
- Первоклассника не рекомендуется отдавать на дополнительное обучение, будь то музыкальная или художественная школа, во избежание перегрузки организма. На дополнительное обучение рекомендуется записываться либо за год до школы, либо только со второго класса.
- Нехитрая привычка делиться впечатлениями и переживаниями не позволит вам пропустить что-то важно в жизни ребёнка и даст реальный шанс не оказаться в числе тех родителей, которые спустя несколько лет на вопрос «как дела в школе?», получают только сухое «нормально». Спрашивайте у своего ребенка о том, что интересного он узнал в школе, чему научился, с кем общался… В первое время все нужно делать вместе с ребенком: и заниматься зарядкой, и собирать портфель. Если есть возможность, возьмите отпуск на первый учебный месяц и посвятите его ребенку.
- Игра продолжает занимать важное место в жизни первоклассника, особенно если он пошел в школу с 6 лет. Договоритесь с ребенком и определите время для занятий и обязательно для игры, общения с друзьями.
- Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть.
- Будьте последовательны в своих требованиях. Например, если стремитесь, чтобы ребёнок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему возможность почувствовать себя повзрослевшим.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
По материалам Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования.
Информация для родителей выпускников
Профориентация
Считая раннее развитие ребенка чрезвычайно важным, родители часто не уделяют должного и, что самое важное, своевременного внимания профориентации своих детей. Между тем, роль, которую играет выбор профессии в жизни каждого подростка, трудно переоценить. От того, насколько обдуманным будет этот шаг, во многом зависит успех с точки зрения будущего карьерного роста и самореализации. Полагаться исключительно на популярность той или иной специальности, а также на собственные предпочтения или советы близких людей, не всегда целесообразно. Подход должен иметь под собой куда более серьезное обоснование. В наше время подростки могут получить существенную помощь в таком деле как выбор профессии
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) психологическую поддержку - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Неправильные позиции родителей в процессе выбора профессии ребенком
1. Учащемуся предоставляется свобода выбора, в его решения не вмешиваются. "Пусть будет, кем хочет, лишь бы был хорошим человеком". Или: "Я сама выбирала в молодости, мне никто не помогал, пусть и дети сами выбирают". Взрослые здесь по существу уходят от вопроса.
2. Взрослые (родители) не согласны со сделанным учащимся выбором:
а) Знакомы по своему личному опыту с избранной ребенком профессией, активно противодействуют его стремлению выбрать ее и делают все возможное, чтобы "устроить'"сына или дочь по предлагаемой родителями конкретной специальности;
б) Знакомы по своему личному опыту с избранной ребенком профессией, противодействуют этому выбору, предлагая 'любую другую' но только 'не эту' профессию.
4. Родители дают детям в той или иной степени ошибочную ориентацию:
а) По различным причинам создают у детей неверное представление о своей или знакомой профессии, культивируя у ребенка отношение к будущей работе, не выдерживающее моральных критериев.
б) Родители, в сущности, не знакомы с предлагаемой ими ребенку профессией, но активно советуют ее выбрать, 'давят', мотивируя тем, что это 'интересно и красиво' и т.п.
в) Родители не ограничивают детей в выборе профессии, но 'лишь бы в институт', все другие варианты профессионального образования активно отвергают.
Таким образом, ни один из описанных выше вариантов позиций родителей не способствует правильному выбору профессий их детьми.
Положительный вариант позиции родителей, способствующий правильному выбору профессии их детьми
Взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно обоснованных ответов на вопросы 'С кем (то есть с какой общностью людей) быть?', 'Каким (чего я могу добиться) быть?', 'Где дальше учиться?', 'Где я больше всего буду полезен людям?' - эти вопросы и составляют ядро классического 'Кем быть?'.
Для создания названных выше условий взрослые знакомят детей с разнообразием профессий, обращают внимание ребенка на 'сильные' и 'слабые' стороны его индивидуальности, с точки зрения обсуждаемых профессий, заботятся о воспитании уважения к человеку, создают возможности для пробы сил в разных направлениях (пусть дети увлекаются разными делами и пусть, если хотят, меняют свои увлечения - ведь это идет 'примерка' видов деятельности), обсуждают с детьми их профессиональные планы и дают советы (а не предписания), помогают найти дополнительные сведения о предпочитаемых профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях.
Для того чтобы ребенок профессию выбрал правильно:
- Обсуждайте с ребенком разные профессии, вдохновляйте его на размышления относительно его устремлений, задавая вопросы получайте обратную связь, старайтесь чтобы ребенок определил для себя те профессии, которые, по его мнению интересны для него.
- Помогите ребенку осознать его ответственность за выбор профессии. Чем раньше придет понимание того что ребенок будет отвечать сам за свои действия тем более самостоятельной будет траектория его развития. Вместе с ребенком изучите информацию об учебных заведениях интересующего вас профиля: http://ptoprof.narod.ru/pty.html
- Человек сам определяет для себя направления развития и, чувствуя, что идет по другому пути вряд ли достигнет успеха. Учитывайте право выбора ребенка, ни в коем случае не навязывайте свою точку зрения.
- Оказывайте содействие ребенку посредством советов как вы выбирали профессию. Ориентируясь на личный опыт родителей ребенку проще принимать решение.
- Взвесьте все за и против различных подходов к профессиональному выбору. Что важнее материальное вознаграждение или моральное удовлетворение? Оба вопроса имеют значение и важно правильно определить их баланс.
- Помогите ребенку с конкретизацией его пожеланий относительно профессии. Главное определить приоритет в том, что ребенок считает важным для себя в профессиональном плане.
- Совместно с ребенком изучите требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям. Это поможет ему понять в каком направлении надо развиваться чтобы стать профессионалом.
- По возможности посещайте различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям, это могут быть как профессиональные праздники, дни открытых дверей в вузах, так и ознакомление с практикой путем общения с уже состоявшимися профессионалами в избранных областях. Это расширит кругозор ребенка и позволит ему еще раз сопоставить, чем он хочет заниматься с тем, что на самом деле представляет та или иная профессия.
- Поддерживайте ребенка в его выборе. Любой человек склонен сомневаться в правильности принимаемых им решений, тем более ребенок. Будьте терпеливы и предложите ему на выбор несколько точек зрения.
- Важно помнить что дети ориентируются на родителей в своей жизни. Постарайтесь быть примером ответственного отношения к своей работе, показывайте что выбранная вами профессия нравиться. В случае негативного отношения с вашей стороны к работе старайтесь не показывать его ребенку, тем более допускать конфликтов на почве ваших профессиональных затруднений.
- Посещение профильных секций, классов допрофессиональной подготовки, кружков и т.д. позволит ребенку понять насколько привлекательна ему избранная профессия в реальности.
- Уже окончательно поняв сферу приложения способностей ребенка в профессиональной деятельности оставайтесь для него надежными союзниками, к которым он может обратиться за помощью.